ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ (Рекомендации для родителей)
Повреждения могут варьироваться от незначительных, незаметных и бесследно проходящих ссадин и ушибов до тяжелых увечий и даже смерти, несмотря на все принятые меры. Гибель ребенка – невосполнимая утрата, с которой невозможно смириться ни умом, ни сердцем. Даже не очень тяжелые повреждения приводят иногда к значительной инвалидности, вызывая постоянное чувство горечи у родителей, сострадание у окружающих и психическую травму самого ребенка по мере его взросления.
Характер и виды травмы во многом определяются возрастными особенностями детского организма.
Большинство бытовых травм у детей раннего возраста происходит по вине взрослых, которые не смогли обеспечить в семье безопасную среду пребывания, контроль за играми ребенка его досугом, не научили малыша избежать опасностей.
Для каждого возрастного периода характерны свои виды травм. Определяются они в значительной степени психофизическим развитием ребенка с одной стороны и поведением окружающих с другой. В первые годы своей жизни ребенок ничего или очень мало знает об окружающем мире. Он бессознательно хватает любую яркую, блестящую вещь, тянет к себе, засовывает и в рот и нос, ушные проходы, иногда в половые органы.
Если в первые годы родителям необходимо максимально оберегать малыша, чтобы свести к минимуму возможность травмирования, то с возрастом все большее значение приобретает наглядное воспитание, приучение к самостоятельности. 2-3 летнему ребенку необходимо объяснить, что прикосновение к огню, нагретым предметам, электрическим проводам опасно – это может причинить боль. Для подтверждения и закрепления можно на мгновение дать почувствовать, какие ощущения связаны с нарушением этого правила. Это вырабатывает защитный рефлекс у ребенка гораздо проще и быстрее, чем словесные «натаскивания», порой непонятные для него. В этом возрасте дети пытаются активно пользоваться ножом, вилкой, молотком. Но движения их порывисты, неустойчивы – из-за малой мышечной силы, недостаточной координации движений. Контроль со стороны взрослых во время пользования какими-то опасными предметами должен быть постоянным.
Дети младшего и дошкольного возраста требуют постоянного надзора и соблюдения взрослыми несложных правил, необходимых для предупреждения травм:
- Не разрешайте малолетним детям, психически больным и людям в нетрезвом состоянии ухаживать за ребенком.
- Расстояние между перекладинами в кроватке не должно быть больше объема головы ребенка.
- Не давайте ребенку сломанных игрушек и мелких предметов, которые легко проглотить.
- Температуру воды для купания следует измерять только термометром.
- Не размещайте возле детской кроватки включенные электронагревательные приборы
- Не оставляйте малыша одного в комнате с открытыми форточками, окнами, балконными дверями без присмотра; не разрешайте забираться на подоконники, стол и другую мебель.
- Горячие предметы и пища, спички и лекарства, режущие и колющие, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся предметы должны быть в недосягаемом для ребенка месте.
- Не разрешайте малышам находиться на кухне во время приготовления пищи, в ванной во время стирки.
- Пресекайте категорически и настойчиво любые шалости с огнем!
- Объясните опасность прикосновения к оголенным проводам, исключите их наличие в месте нахождения ребенка. Обеспечьте недоступность электрических розеток для детских игр.
- Не забывайте маркировать сосуды с сильнодействующими и концентрированными жидкостями, бытовыми ядами.
- Не оставляйте ребенка без надзора возле водоемов, емкостей с жидкостями. При обучении плаванию объясните правила поведения на воде. Дети должны усвоить опасность ныряния с барж, плотов (может затянуть течение). Нельзя нырять в мелких местах – удар головой о дно вызывает переломы шейного отдела позвоночника, что чревато смертельным исходом. Опасность таится и при нырянии в захламленных местах и заросших водорослями – легко можно запутаться и выбиться из сил. Крутые берега опасны возможностью обвала. Нельзя, играя, топить друг друга, держать под водой, драться, кричать в шутку «спасите!».
- Разъясните возможные последствия хождения по тонкому льду.
- Не забудьте объяснить ребенку правила поведения на качелях.
- Пресекайте шалости детей при катании на велосипеде.
- Не позволяйте играть детям на проезжей части улицы, во дворах, где возможно появление транспорта.
- Приучите ребенка всегда переходить улицу в положенном месте и только при зеленом свете светофора.
В основном несчастных случаев можно избежать. Жизнь и здоровье маленьких детей зависит от поведения взрослых. Надо только, чтобы взрослые были всегда осторожными и правильно организовывали досуг ребенка.
ПОМНИТЕ! Что детский травматизм занимает ведущее место в детской
заболеваемости и смертности.
Текст составила
СПО ГБУЗ ВО МСП З.А.Пахомова